Третье интервью — это разговор с Татьяной Полоник, основателем первого эстетического журнала о путешествиях по Украине La Boussole. Весной команда выпустила десятый, весенний, цветущий во всех смыслах номер, а теперь заканчивает работу над летним. О взаимодействии с авторами из разных уголков Украины, доверии, маленьких традициях и смелых решениях расспросила Диана Ремизовская.

Д: Как пришла идея сделать выпуск о цветах?

Т: После зимы хотелось пробуждения и вдохновения, а нам с тобой, помнишь, рассказывали истории о цветущих сакурах в Ужгороде? Очень хотелось поехать туда, увидеть своими глазами. С каждым годом деревьев высаживают все больше — думала, попаду в какой-то японский город (смеется). Но когда мы командой начали предварительно собирать информацию, оказалось, ее не так уж много — и на выпуск совсем не хватит. Тем не менее, отказываться от идеи сделать что-то цветочное уже не хотелось, и тогда Лена (Шабович, главный редактор La Boussole — прим.) предложила сделать выпуск о том, как расцветает вся Украина — от сакур в Ужгороде до тюльпанов в дендропарке Кропивницкого. Туда же вошли и Долина нарциссов на Закарпатье, и крокусы на вершинах Карпатских гор, и уманский розарий — в выпуске «Цветы» мы собрали самые знаковые «цветущие» места. Важно сказать, что сделали мы это зимой (смеется), поэтому проблем с поиском материалов не избежали: каких-то цветений дожидались, а фото более поздних искали в архивах наших фотографов. Для нас этот выпуск стал воплощением возрождения: и командного, и природного — с новой энергией, вдохновением, желанием создавать. Он вышел очень воздушным, душевным — и что важно, актуальным не только весной, но и летом, и осенью. Кроме прочего, в нем ведь и о тех вещах, которые наполняют нашу повседневную жизнь: как сохранять красоту и свежесть цветов и правильно собирать букеты, как варить варенье из роз или одуванчиков, как собирать ромашку и использовать ее целебные свойства. И не забывайте, что есть растения, которые цветут независимо от сезона. Мы призываем к тому, что хоть весной и самое благоприятное время для перераспределения сил, ничего не мешает сделать это в любое время года.

Д: В этот раз вы поработали с авторами буквально со всей Украины. Какие это создало сложности и, наоборот, преимущества при подготовке номера?

Т: По сути мы имели своих агентов в каждом городе — это безусловный плюс (смеется). С другой стороны, нам — основной команде — безумно обидно, что не было возможности объехать все самим. Но если бы мы делали все сами, выпуск вышел бы только к лету, когда все бы уже отцвело. А нам хотелось, чтобы люди успели спланировать свой цветочный маршрут и отправились в путешествие уже в этом сезоне. Там, где была возможность, мы отслеживали начало цветения по веб-камерам, а в остальном помогали местные жители — они следили и присылали нам фото нужных растений. Это очень облегчало работу. Особенно запомнились фото первых крокусов на заснеженных склонах. Вроде ты и не побывал там, но все равно прочувствовал момент: когда впервые после зимы видишь цветок — не срезанный, а растущий прямо из земли. Это неповторимый и особенный момент. У меня есть традиция: каждый год когда я впервые ем какой-то фрукт, загадываю желание. Мне кажется, с цветами должна быть такая же история: когда ты весной видишь цветущую ветвь или дерево, когда что-то впервые в сезоне зацвело — нужно загадывать!

Д: А что будет летом?

Т: Будет Херсон. Мы уже съездили туда, собрали материал и сейчас верстаем. Хочу сделать акцент, что самого города в летнем выпуске будет не так много — один раздел посвящен ему, а три других посвящены окрестностям. Потому что Херсонский край богат интересными местами, начиная от соленых озер, в который концентрация соли превышает показатели Мертвого моря, заканчивая островом Джарылгач и маяком, который спроектировал тот самый Эйфель. Все это не изведано, не пользуется популярностью, а мы хотим, чтобы люди знали о них и при возможности открывали для себя эти места и местности. Херсонцы невероятно любят свой край, они говорят, что у них не два моря — Азовское и Черное, а целых четыре: еще озеро Сиваш и Каховское водохранилище. Последнее действительно огромное! А на его берегах раскинулась ферма спаржи, на которой мы побывали и о которой будет материал в журнале. Для Украины это достаточно непривычная культура, если можно так сказать, — а она и красивая, и питательная. Мы и не думали, что для того, чтобы вырастить спаржу, нужно столько знаний и усилий.

Д: Будем честны: Херсон — не самое популярное место среди украинцев. До этого вы делали выпуски об Одессе, Киеве, Харькове — городах известных. Как долго вы решались на то, чтобы сделать что-то, что в теории может быть не столь востребованным?

Т: На самом деле, это решение до сих пор остается рискованным, но как только мы кому-то говорим о Херсоне и области, рассказываем, что там можно увидеть и где побывать, все воспринимают очень воодушевленно, а многие уже даже планируют поездки. Это очень радует и добавляет уверенности в том, что мы все делаем правильно. Потому что мы можем бесконечно писать о Львове, много раз переиздать Киев, но цель же глобально другая, цель — показать Украину с разных сторон, в том числе и с непопулярных, но от этого не менее прекрасных. В Херсоне можно и нужно отдыхать. И будем откровенны, сейчас в Одессе много людей, а там совсем нет. Так что тем, кому надоели люди и туристические движения, самое время отправиться в Херсонскую область — для душевного и духовного отдыха. А поехать туда нас окончательно убедили люди. Люди, которые безумно любят свой край. Они так все описали и так устроили, что нам оставалось только купить билеты и сказать: «Скоро будем». Мы чувствовали себя максимально комфортно, наши дни были прекрасно спланированы — так, чтобы посмотреть как можно больше интересных мест и познакомиться с большим количеством людей. Когда так идут на встречу, это не может не подкупить — значит, действительно за этим что-то стоит. И об этом нужно говорить и писать, что, собственно, мы и делаем.

Д: Собираетесь поддерживать эту тенденцию или продолжите писать о популярных местах?

Т: Посмотрим. Пока долгосрочных выводов делать не хочу, но тенденция эта мне безусловно нравится. Поглядим, насколько хватит наших сил, чтобы донести эту мысль до людей. Потому что тематические выпуски более понятны читателям, более, не побоюсь этого слова, популярны, но к примеру, в мае я вместе с фестивалем Гешефт Garage Sale побывала в Днепре, который открыла для себя по-новому. И если раньше я не представляла себе, о чем там можно сделать номер, то познакомившись с людьми, которые были на Гешефте и которые показали нам город своими глазами, оказалось — у этого города многому нужно поучиться. Говорят, в Днепр не ездят отдыхать, но я верю, что мы сможем сделать так, что и о Днепре узнают и захотят туда поехать. Нам действительно хочется открывать, хочется быть первопроходцами, которые порекомендуют, покажут, расскажут, убедят, что это действительно хорошие места, достойные внимания.

photo: Seva Levitsky

mua&hair: Fusion – салон красоты

flowers: Family Decor Odessa

location: Cookie Studio